На дальней орбите / Чужая земля / Outland (1981)
Название: Чужая земля
Оригинальное название: Outland
Год выхода: 1981
Жанр: Фантастика
Режиссер: Питер Хайамс
В ролях: Шон Коннери, Питер Бойл, Фрэнсис Стернхэйген, Джеймс Б. Сиккинг, Кика Маркэм, Кларк Питерс, Стивен Беркофф, Джон Ратценбергер, Николас Барнс, Мэннинг Редвуд Sharon Duce
О фильме: ХХI век. Ио. Самый удаленный спутник Юпитера. Шериф О'Нейл обнаруживает махинации компании по добыче руды, которая распространяет среди шахтеров некий допинг, повышающий производительность труда, но имеющий опасные побочные эффекты. В конфронтации с руководителем компании у шерифа нет союзников, так что он готовится один вступить в схватку с наемными убийцами, посланных на ближайшем Шаттле.
Страна: Великобритания
Студия: Outland Productions
Продолжительность: 01:49:34
Перевод: Дублированный (Варус Видео) / Профессиональный двухголосый (НТВ +)
- Алан Дин Фостер написал новеллизацию фильма «Чужая земля».
- В 1981 году журнал «Heavy Metal» публиковал комиксы по мотивам фильма.
- Рабочее название фильма было «Ио» (англ. Io), но перед выходом в прокат было изменено из-за опасений, что такое название будет читаться зрителями как цифра 10.
- «Чужая земля» во многом заимствует фабулу классического вестерна 1952 года «Ровно в полдень» («High Noon»).
- Название добывающей компании — Con-Amalgamate. Точно так же называется компания по производству дефектной системы жизнеобеспечения в фильме Питера Хаймса «Козерог 1» (1978).
- Слоган картины «Даже в космосе последний враг — человек» (Even in space, the ultimate enemy is man) немного перефразирует слоган «Чужого» (1979).
- Роль доктора Лазарус сначала была предложена Коллин Дьюхёрст.
- Шону Коннери пришлось отказаться от роли в «Огненных колесницах» (1981), т. к. съёмки фильма затянулись.
«Outland» — это одно из тех немногих и весьма странноватых художественных произведений в плане фантастического жанра, от которых до сих пор еще тянет духом минувших времен и ностальгией навсегда ушедшей эпохи. Иногда подобные киноленты нагло обзываются почти полузабытыми или навсегда заброшенными. Потому как их уже практически никто из зрительской массы не помнит и вспоминать о них никому не хочется.
Однако этакие штришки некоего стиля кино являются вполне толковыми и очень хорошо подогнанными образцами мастерства и оригинальности, а это кое-что да все-таки значит. Весомые аргументы ввиду качественных сегментов или же нереальных, но божественно красивых иллюзорных видов заставляют периодически поглядывать в сторону такого «почившего в небытие» любопытного проекта.
«Чужая земля» (в переводе со слова «Outland») под руководством режиссера Питера Хайамса действительно становится тем самым упомянутым находчивым и по полной мере удивительным футуристическим проектом. Он специально разрабатывается в таком мрачноватом и неприглядном визуальном ключе только лишь для того, чтобы как можно нагляднее и реалистичнее можно бы было изобразить отдельную часть фантазии постановщика.
Это кино создается сугубо для воссоздания жесткой и беспрецедентной атмосферы и некоторого царящего хаоса на экране. Есть в нем и отдельно взятые пережитки или наоборот внедрения из несколько других жанровых оболочек. Та же дерзость ковбойского вестерна или же пунктуальность спокойного детектива. Ибо нутро «Чужой земли» вращается вокруг массовых проблем, и его задачи задевают множество определенных слоев и стилей.
Этот фильм изобретает нечто новое. И одновременно напоминает о чем-то неизбежно старом. Вопрос только лишь в том, что именно и каким образом Питер Хайамс собирается воздействовать на публику? Ответ многозначителен. Ведь просто в этом разноплановом труде имеются многочисленные ответвления, из которых в отведенное время выплывают своеобразные выводы.
По значимости они могут быть разными, но эффект будет сливаться. Тут будут идти разговоры об семейных проблемах, и о неопределенных решениях главных героев, и о вездесущей клоаке преступного мира. Времени хватит точно на все всплывающие аспекты, и режиссер с удивлением быстро на все их заковырки ответит. Ему будет достаточно своего хронометража для того, чтобы убедить, например, в том, что даже на протяжении многих лет или веков всегда найдутся свои подлые злодеи и в противовес им благородные герои. Таков закон выдуманного им стиля.
Также режиссер будет иногда лишать своего фильма некоторой целостности. И дело тут даже не в коварном монтаже, а в самой задумке картины. Конечно, остросюжетная канва событий решится идти гордо с начала и до конца, но вот излишки восприятия того созданного космического существования попадут под жернова.
Порой времени той изящной галактической обертке отдадут совсем немного, и это вызовет жалость. В основном, все расследования и злодейства произойдут на спутниковой станции. И поэтому местному ландшафту никак не вписаться в график съемок. Однако это не повод для огорчения, ибо яркого и красочного сюжета с лихвой хватит на компенсацию ущерба. Особенных фанатов старенькой фантастики 80-ых годов здесь ожидают и шикарная беготня, и даже набор перестрелок заодно с сумасшедшим выходом в открытый космос.
Не лишится сия картина и безмерно крутого и бесстрашного ансамбля главных персонажей. Ибо Питер Хайамс сильно постарается завлечь зрителя такими интересными и зрелищными героями, как храбрый шериф в исполнении прославленного и поныне Шона Коннери. Постановщик будет лезть из кожи вон ради того, чтобы обильно запрессовать своих подопечных различными приключениями и множеством неприятностей.
На фоне такого прессинга он второстепенно станет открывать те мерзкие условия, в которых живут герои и о чем они думают. Вообще подобранная манера мрака и неизвестности весьма подходит такому триллеру. Она приподнимает его напряженность и техническую сторону вопроса. От непроглядных коридоров до огромных выступов горнодобывающей колонии проявятся не раз новые и проверенные факторы риска. А это то, что так всегда не хватает.
«Чужая земля» Питера Хайамса вполне способна на некоторые свержения. Хоть и пусть на незначительные. Ведь и годков ей уже стукнуло много, и в некоторых местах она заметно потускнела. Остался на проверенном посту только бывалый задор и неумолимый огонь энтузиазма. А это сейчас по нынешним меркам дорого стоит. И беречь столь бесценную находку стоит как нечто родное и любимое.
8 из 10
Рядовому зрителю имя Питера Хаймса знакомо по паре боевичков с Ван Даммом, когда тот еще не скатился во вторую лигу; по тому самому фильму о конце света, появившемуся за пять минут до миллениума; и по ужасающему надругательству над литературным наследием Александра Дюма и Рэя Брэдбери.
Однако на рубеже семидесятых и восьмидесятых Питер сделал три малоизвестных, но по-своему примечательных фантастических фильма (Каприкон 1, Чужая земля, 2010). Тогда только что отгремели «Звездные войны», и было бы глупо не снимать фантастику на волне такого успеха. Но в «Чужой земле» намного больше мрачности Ридли Скотта того времени, чем оптимизма джедайской саги…
Наконец-таки освоив межпланетные перелеты, человечество поступило самым разумным способом, решив выкачать все доступные природные ресурсы с других планет и их спутников. Ио (один из спутников Юпитера). Колония по добыче титана. Две тысячи человек, живущих не в самых лучших условиях. Разве так уж страшно, если несколько из них сойдут с ума и совершат самоубийство, пока станция показывает высокие результаты по добыче ископаемых, а материнская компания остается довольна объёмом производства? Такая ситуация устраивает всех (особенно управляющего колонии), но только не вновь прибывшего маршала (Шон Коннери), который верен закону, и никому не позволит его попрекать. В своем стремлении к справедливости Шон не обретет союзников, на его призыв о помощи никто не откликнется, и тогда он в одиночку примет бой.
Звучит знакомо? Не удивительно: «Чужая земля» — «Ровно в полдень в космосе». Там — захолустный городишка, здесь — удаленная колония. И там, и здесь суровый шериф. И там, и здесь руководство остается от проблем в стороне. И там, и здесь напряжение нарастает с каждой минутой, находя выход в финальной и за мелким исключением единственной экшн-сцене фильма. У картины Питера Хаймса найдется много общего с классикой Фреда Циннемана, но спустя почти три десятилетия после «Полдня» Хаймс сгустил краски. Если у Циннемана Гэри Купер и Грэйс Келли уезжали вместе на встречу семейному счастью, даруя городу мир и покой, то у Хаймса главному герою еще предстоит вернуть бросившую его жену. Более того, с уходом Шона ничего не изменится: прибудет новый маршал, который не будет совать нос, куда не следует; а о самом Шоне через пару месяцев будут поговаривать, как о чудаке, непонятно зачем полезшего против системы.
Справедливости ради надо сказать, что в «Ровно в полдень» картина превратится в последней трети, а до этого момента Хаймс будет снимать фантастику совсем не в той манере, к которой мы привыкли в этом десятилетии. Кино начинается с трехминутного текстового объяснения, что за мир нам предстоит увидеть, чем так примечателен спутник Юпитера, и как правильно произносить его название. Прием банален, но такое простое решение позволяет снять многие вопросы и задать определенную планку ожиданий от предстоящего действия. Также обратите внимание на одежду героев и интерьеры различных помещений: никакого блеска и глянца; все предельно просто и функционально, служит единственной цели — отработать вахту, получить причитающиеся деньги, сдать инвентарь и свалить на Землю.
Вердикт: «Ровно в полдень в космосе»? Да. Но кроме этого есть множество элементов, которые и спустя почти тридцать лет не позволяют быстро выветриться картине из головы зрителя.
Спутник смерти
Конец 70-х годов прошлого века, а именно триумфальное шествие по экрана всего мира ленты Джорджа Лукаса «Звездные войны» придала жанру космической фантастики грандиозный толчок для развития. Таким образом кинематографисты самых разнообразных направлений начали корректировать свои творческие планы и стали выпускать в широкий прокат свои ленты, в сюжете которых были обязательны путешествия если не к звездам, то на орбиту уж точно.
Как раз в тот период серия фильмов о Джеймсе Бонде пополнилась картиной под названием «Лунный гонщик», а Ридли Скотт прогремел на весь мир со своим хорором «Чужой». Однако это лишь самые знаменитые ленты рубежа 70-80-х. На их фоне несколько затерялся фантастический детектив Питера Хайамса 1981 года под названием «Чужая земля». Постановщик знаменит отечественному зрителю в первую очередь благодаря совместной работе с Жан-Клодом Ван Даммом на парочке сносных боевиков, включая «Патруль времени», а также из-за феерических кассовых провалов «Судного дня» и «И грянул гром». Как видно, Хайамс всегда питал особый трепет к жанру фантастики и самих истоков своей карьеры обращался как раз к этому жанру. В 1977 году он уже имел дело с космическими полетами в ленте «Козерог один», которая получила хорошие оценки как зрителей, так и критиков. И естественно, что режиссер решил закрепить свой успех еще одной техногенной сказкой. Получив в свое распоряжение довольно немалый по старым меркам бюджет в 16 миллионов долларов, Хайамс заручился поддержкой самого Шона Коннери, который после прощания с каноничным Джеймсом Бондом решил попробовать себя в самых разнообразных направлениях кино. Таким образом мы имеем режиссера, который успел сделать себе имя, легендарного актера и занимательный сюжет, действие которого разворачивается в космосе. Однако шедевр все равно не получился и «Чужую землю» ныне помнят лишь преданные поклонники жанра или же Шона Коннери…
Итак, повествование рассказывает нам о буйном спутнике величественного газового гиганта Юпитера, Ио. На его поверхности могущественная корпорация построила шахтерский комплекс, главной задачей которого становится добыча руды титана. Среди тысяч рабочих подавляющее большинство составляют неблагонадежные слои общества, для которых путь на цивилизованную Землю закрыт навсегда. Конечно же среди убийц, террористов и воров очень сложно поддерживать дисциплину, от чего начальство производства во главе с Шеппардом (Питер Бойл) закрывает глаза на мелкие правонарушения и способствует распространению проституции, легких наркотиков и прочих запретных наслаждений ради увеличения объемов добычи ценной руды. Конечно же оставить данную колонию без начальника местной полиции было никак нельзя, потому руководство посылает на Ио шефа O`Нила (Коннери). Брутальный полицейский не разменивается по мелочам и не приемлет никаких правонарушений, пусть они и призваны увеличить экономические показатели. Конфликт с начальством был попросту неизбежен, непонимание продажных подчиненных вполне логичен. И когда O`Нил уже был готов смирится с непробиваемой системой, на шахтах один за другим начинают умирать рабочие. Все указывает на самоубийства, но опытное чутье полицейского находит следы того, что подобные смерти далеко не случайны.
По техническим меркам «Чужая земля» является довольно устаревшим фильмом, хоть здесь и присутствует парочка спецэффектов, которые и в наше время смотрятся на должном уровне. Однако исполнение миниатюр, которые должны выглядеть, как огромные производственные сооружения и кричащий монтаж людей, скульптур и анимации моментально говорит нам о том, что картина создавалась как минимум несколько десятилетий назад. И при чем не в Голливуде, ведь их специалисты могли бы сделать со столь значимым бюджетом ленту на порядок выше по технологической ступени. Но при всем при этом хочу отметить удачные моменты с левитацией и особенно капающей вверх кровь. Это действительно завораживает даже в наше время, когда нет никаких ограничений для полета фантазии.
Главная проблема фильма лежит в его неторопливости. Хайамс не смог поддерживать напряжение на должном уровне и фильм очень часто провисает. Для любителей детективов не составит особой проблемы вычисление всех злодеев и продажных личностей, задействованных в повествовании, а герой Шона Коннери мог бы распутать клубок преступлений за стандартные полтора часа хронометража, не растягивая как свои, так и наши муки до без малого двух часов. Питер Хайамс решил насытить свой фильм множественными разговорами и раздумьями главного героя по поводу несправедливости мира и рассуждениями по поводу несчастливой семьи. И действительно именно разговоры в идеале дают понять нам, чем же дышит герой Шона Коннери. Мы понимаем, что это честный, неуступчивый и жесткий полицейский, чьи принципы не дают ему существенно продвинуться по карьерной лестнице. Также из-за него страдает и его жена с сыном, желающие наконец-то обрести личное счастье, а не скитаться с главой семьи по самым хмурым уголочкам нашей Солнечной системы. Но все это мы понимаем за первые минут 20 просмотра. Режиссеру не стоило растягивать свои философские рассуждения на добрый час, а то и более. А так как главный герой то и дело хмурится и воюет с «воздушными мельницами» системы, которых ему в одиночку никогда не победить, основная детективная линия картины существенно ограничивается в правах, хотя именно на нее стоило сделать абсолютно весь сюжетный упор.
Что действительно радует в данном фильме, так это несколько пеших погонь героя Коннери за правонарушителями. Сцены являются продолжительными и демонстрируют весь потенциал декораторов, создавших для картины множество коридоров и самых разнообразных комнат, в которых находится несколько десятков статистов, демонстрирующих масштаб происходящего. Сама же погоня не содержит компромиссов и является чисто мужским зрелищем с твердыми ударами и хрустом костей. Потому лично для меня эти сцены являются главным украшением постановки. Что же касается саундтрека, то за него отвечал маэстро Джерри Голдсмит («Чужой», «Мотылек»). Знаменитый композитор всегда славился своими запоминающимися мелодиями, как и его же коллега по старой школе Джон Уильямс, однако «Чужая земля» не может похвастаться особо запоминающимися мотивами. Здесь музыка просто дополняет основное действия, не переключая внимание зрителей на себя.
В итоге хочу сказать, что «Чужая земля» является довольно средним фантастическим детективом, украшением которого является Шон Коннери и несколько отлично поставленных погонь. Но в общих чертах картина Питера Хайамса не способна увлечь в свой сюжет без остатка и зачастую зрителю придется скучать долгие минуты просмотра, ради парочки более-менее динамичных эпизодов. Так что я могу рекомендовать данный фильм лишь ценителям классики, или поклонникам таланта Коннери. Все же остальным зрителям лучше ознакомится с более именитыми представителями жанра.
6 из 10